Эликсир бессмертия. Предполагали, что алхимики составляли из
философского камня универсальное лекарство, или жизненный эликсир,
согласно мнению одних — для продления жизни свыше положенного, а по
заключению других писателей — оно давало бессмертие для тех, кто
соблюдает правила его употребления. Смотри по этому поводу “Занони”,
превосходный магический роман Бульвер-Литтона. То же самое можно
сказать и относительно замечательной статьи, помещенной в журнале
“Lotus” под заглавием “Elixir de Vie” и подписанной псевдонимом Чела.
Эликсир жизни и вечной молодости представляет собой спиртовый раствор
философского камня. В семнадцатом веке был популярен простой в
приготовлении алкогольный эликсир под названием "Вода доктора
Стивенса". Считалось, что он лечит от всех болезней и продлевает жизнь.
На один галлон хорошего гасконского вина следовало взять по одной
драхме имбиря, сыти длинной, корицы, мускатных орехов, гвоздики, семян
фенхеля, тминного семени и душицы, а также по одной пригоршне шалфея,
дикого майорана, болотной мяты, перечной мяты, красных роз, тимьяна
обыкновенного, постенницы, розмарина, тимьяна ползучего, ромашки и
лаванды. Тщательно размятые травы и смолотые в порошок пряности
добавляли в вино и настаивали двенадцать часов, часто помешивая. Затем
настой трижды дистиллировали, сливая в отдельные сосуды первый, второй
и третий продукты перегонки. Считалось, что это снадобье "успокаивает
дух и жизненные органы и лечит все внутренние болезни, происходящие от
холода; всякий, кто умеренно принимает эту воду, будет и в старости
выглядеть молодым *". Еще одним очевидным кандидатом на звание Эликсира
Жизни, разумеется, было золото, так как сам Философский Камень являлся
идеальным золотом. Считали, что "Archidoxa Medicinae" (Эликсир Жизни)
Парацельса изготовлялся именно из золота, а сам Парацельс высоко ценил
"питьевое золото", считая его снадобьем для очищения крови и для
предотвращения выкидышей, а также противоядием. Кроме того, это
средство, будучи влито в рот новорожденному младенцу, отгоняло от
ребенка бесов. Но самым главным его назначением была борьба с
сердечными заболеваниями, ибо у золота и у сердца одна и та же
планета-управитель - Солнце.
Рецепт XVI или XVII столетия утверждает: для того чтобы приготовить
"питьевое золото", необходимо вначале смешать три пинты красного
винного уксуса с расплавленным и прокаленным на железной сковороде и
измельченным в порошок слитком олова. Смесь несколько раз
продистиллировать. Затем нагреть в тигле одну унцию золота с белой
солью. Растереть в порошок смесь золота с солью, снова нагреть ее и
промыть водой так, чтобы не осталось вкуса соли. Полученный продукт
добавить к смеси уксуса с оловом (из расчета одна унция золота на одну
пинту уксусно-оловянной смеси) и выпаривать до тех пор, пока эта смесь
не приобретет консистенцию меда. Наконец разжижить смесь в винных парах
- и получится "питьевое золото". Примечательно, что в этом рецепте
упоминается алкоголь, а также фигурируют мед и соль, которые
предотвращают гниение. Фрэнсис Бэкон, которого оккультисты считают
великим адептом, утверждал, что запах земли обладает тонизирующим
действием: "Доказано, что хождение за плугом освежает дух и пробуждает
аппетит". Лучшее время для такого лечения - весна, когда земля еще не
"истратила свое сладостное дыхание на овощи, поспевающие летом"; с той
же целью можно просто вскапывать землю лопатой. А "благородным дамам
было бы весьма полезно, преклонив колени на подушечку, выпалывать
сорняки". Поскольку земля - источник урожая и роста, то вдыхание ее
испарений, как намекает Бэкон, способно продлевать жизнь: "Я знал
одного великого человека, который прожил весьма долго; каждое утро,
восседая на постели, велел он приносить себе чистый ком земли и на
изрядное время прикладывал его к голове" Другой выдающийся
английский философ, Беркли, полагал, что ему посчастливилось найти
вещество, которое может оказаться "панацеей" - субстанцией, содержащей
в себе концентрированную жизненную силу и исцеляющую от всех болезней.
Таким чудесным снадобьем он считал дегтярную воду - смесь темной смолы
хвойных деревьев (елей и сосен) с холодной водой в пропорции 1:4. Это
средство Беркли обнаружил в период своей миссионерской деятельности
среди индейцев. В трактате "Сейрис", опубликованном в 1744 году, он
утверждает, что опиум, ртуть и мыло "с достаточным правом претендуют на
звание Панацеи", однако добавляет, что сам он с успехом испытал
действие дегтярной воды на страдающих самыми разнообразными недугами (в
том числе оспой, астмой, кашлем, плевритом, несварением желудка,
геморроем и цингой) и пришел к выводу, что возможности этого снадобья
безграничны. Кроме того, дегтярная вода помогает сохранить здоровыми
зубы и десны, освежает дыхание и укрепляет голос. Беркли предположил,
что смола содержит в себе "растительную душу" или "сияющий дух, который
суть форма или жизнь растения". Дух этот, "возвышенный и обогащенный"
животворными лучами солнца, "стал благороднейшим из лекарств: это
окончательный продукт жизнедеятельности дерева, в совершенстве
вызревший под действием времени и солнечного тепла и света". Через
два месяца после публикации трактата "Сейрис" в Лондоне открылась
аптека, торгующая дегтярной водой, и на некоторое время это лекарство
стало чрезвычайно модным. Многие оккультисты, размышляя о сущности
жизни, о том, из чего она состоит или в какой субстанции содержится,
надеялись, что смогут использовать эту "жизненную эссенцию" как эликсир
для продления молодости и исцеления болезней. Согласно Парацельсу,
сущность жизни содержится в некоей невидимой субстанции, называемой
"мумия". Кровь, волосы, пот, моча и экскременты в течение некоторого
времени сохраняют жизненную силу тела, от которого они отделились, а
потому из них можно изготовить "микрокосмический магнит", содержащий в
себе "мумию" и притягивающий ее точно так же, как намагниченное железо
притягивает железные предметы. Если приложить этот "микрокосмический
магнит" к больной части тела пациента, то он вытянет из нее больную
"мумию". Затем "магнит" следует смешать с землей и посадить в эту землю
какое-нибудь растение. Больная "мумия" перейдет в растение, а пациент
поправится. Парацельс применял магниты также для лечения недугов,
вызванных дисбалансом или неправильным распределением первоэлементов в
теле больного (а Платон и Гален задолго до него утверждали, что
причиной всех заболеваний является именно дисбаланс элементов, из
которых состоит организм). Например, чтобы излечить женщину от истерии,
Парацельс прикладывал один полюс магнита к животу пациентки над маткой,
а противоположный полюс другого магнита - под маткой, в результате чего
восстанавливалось нормальное течение "нервного флюида", управляющего
деятельностью матки. А для лечения эпилепсии отрицательный полюс
магнита следовало поместить на голову пациента, а положительный полюс
другого магнита - на область желудка. Таким образом пресекалось
направленное к мозгу течение "нервного флюида", служившее причиной
эпилептических припадков.
Э |
Просмотров: 132 |
Author: |
Дата: 06.03.2009
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
|