Самок или волосец. Прежде возьми масла ростового. Наговори на масло сия слова: “Есть
море-окиян; на том море есть мост золотой, сидит на ном человек
золотой, стружет стрелы золотые и стреляет из раба Божия (имя) прикос,
и притчу, и шепоту, и волосатик, прикос ночной и дневной, полуденной и
полунощной, и водяной, и дровяной, с рук и ног, и от кости, и от мозгу,
и со всех уд его; дай, Бог, рабу Божию (имя) на здравие и на спасение”. А говорить те слова на пенное масло, на коровье нагретое, да стружки строгати настругом намелко черемхоиые (А. Н. Майков).
Читают тридевять раз, закрывают рану метелкою из ржаного колоса и поливают раскипяченою золою. “Во
имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Волос, ты волос, выйди на ржаной
колос с раба Божия (имя), либо на пепелицу, либо па теплую водицу".
По мнению ворожеи, самок имеет вид волоса, а самка — волосообразных
корней, сплетшихся между собою. Если у больного этот волос выгнан из
раны, и он хочет убедиться, взглянув на него, то показывать ему не
прежде того, как он в кровь укусит себе язык; иначе от сильной радости,
волос снова может породиться.
Волосси — волосы в ногах или руках от хождения босиком по воде, где
летом оставили волосы лошади (эти волосы оживают на следующее лето)
(Арх., Новг.).
Волос, таким образом, это и вполне реальный червь, и воплощение
«сосущего и грызущего» воспаления (ногтоеды, костоеды), которое
представляется живым, наделенным волей существом. В некоторых районах
России до сих пор верят, что волос, утерянный лошадью, может сделаться
волоснем и даже «закусать человека до смерти». В XIX в. калужские
крестьяне считали, что волос, волосатик — вид порчи. Волоса «находятся
большей частию или в руках, или в ногах, или по жилам. Это делает
порчельник (колдун. — М. В.) для того, чтобы враг чувствовал
нестерпимую боль при движениях. Гнездо волос находится в одном месте,
от которого идут отрасли по членам и возрастают со дня на день»
<Ляметри, 1862>. Согласно поверьям Новгородчины, «семейство
волосов» («волосяница со своим детям») способна «глодать и есть»
человека. На Пинеге полагали, что волос может появиться от исполоха
(если человек был внезапно чем-то испуган).
Д. К. Зеленин подчеркивал соотнесенность представлений о змее,
змееобразном черве, волосе, считая, что характерно и самое наименование
наружной болезни (ногтоеды, костоеды. — М. В.), «также связанное со
змеей: русское „змеевик“, „змеевец“, алтайское и бурятское „змеиный
нарыв“. Русские в районе Сургута верили, что в этой язве на пальце
живет мохнатый червяк, который может щениться, то есть размножаться. В
других местах называли ту же ногтоеду словом волос, волосень и
приписывали причину болезни ожившему в воде конскому волосу»
<Зеленин, 1936>.
Cогласно новгородским поверьям, волос может «выйти» на свежий творог,
на хлеб с солью, привязанные к больному месту. Рекомендовалось также
обложить рану маленькими камушками (7–9 штук); намазать рыбьим жиром,
растереть перцовой настойкой (выпив по чайной ложечке того и другого)
(Новг.).
С |
Просмотров: 470 |
Author: |
Дата: 14.03.2009
| Рейтинг: 5.0/1
| Комментарии (0)
|